В
основе балета-трагедии - нелёгкая судьба
женщины-учёной Софьи Васильевны
Ковалевской. Балет может быть поставлен
на Эволюционную музыку русских,
немецких, австро-венгерских и т.д.
композиторов* (Ф.Шуберта и П.И. Чайковского).
Вальс Интеграла. Музыка не написана (возможно
использование фрагментов: из вступления
и финала к балету П.И. Чайковского «Лебединое
озеро», 3-ий акт к балету Р. Щедрина «Анна
Каренина», греческих мелодий типа «Сиртаки»,
и некоторых других мелодий).
Действия,
картины
|
Музыка
|
Действие
Первое
Картина
Первая
Софья
грезит математикой. Волшебной
палочкой выводит она вокруг себя
математические формулы. Софья
танцует свой танец с разноцветными
лентами, выписывающими голубые,
зелёные, розовые, оранжевые…
заоблачные бесконечные последовательности.
Она хочет учиться дальше. Об этом же
мечтает и её старшая сестра Анна. Но
где можно продолжить учёбу и найти
работу? В России это невозможно. В
Европу девушек самих не пускает
строгий отец. И тогда сёстры
договариваются о фиктивной
замужестве Софьи с Владимиром
Онуфриевичем Ковалевским. Софья и
Владимир танцуют вальс - Вальс
Интеграла. А впереди, их всех - Софью,
Владимира и Анну - уже ждёт отъезд на
учёбу за границу.
|
А
Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами.
Соч. 73, N1.
Вальс
Интеграла - вальс
Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”
(вальс к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад")
|
Картина
Вторая
Германия.
Хайдельберг. Внизу, вдоль берегов
широкой реки Неккар расположился
старый город. Впереди виден старый-старый
мост. На горе возвышается
Хайдельбергский Университет. В
Университете Софью допускают к
слушанию лекций по математике и
физике.
|
Бизе
“Кармен” (вступление - начало учёбы
в Хайдельберге)
Сибелиус
Я. “Грустный вальс”.
Кант.
Песня “Сидит сова на печи”. Скрябин
А. “Мечты”
|
В
Берлине она уже берёт частные уроки
математики у профессора
ВассерШтрассе. Жизнь в Германии
окрыляет её. Всё новые и новые идеи
приходят ей здесь в голову. Она
танцует вместе с красками свой
любимый танец Радуги, в котором
видимый свет её мироощущения
преломляется и распадается на
множество разноцветных цветов и
красок. Танцуя, в нём она находит всё
новые и новые оттенки и переливы. Она
мечтает о лучшей жизни, она работает,
она творит...
|
А
Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами.
Соч. 73, N1.
|
|
|
Но
внезапно раскаты грома, предвещающие
политические перемены прокатываются
по всей Европе. Не оставляют они в
стороне и Германию. Софья понимает,
что ей, иностранке, лучше вернуться
на Родину. Но сможет ли она там найти
себе работу? Вот в чём вопрос!
|
И.С.
Бах. Концерт N1.
Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару.
|
Действие
Второе
Картина
Первая
Москва.
Софья Ковалевская возвратилась из
Германии. Она хочет работать в России.
Софья по очереди знакомится с
российскими учёными и Российской
Академией Наук. Сначала все встречи
проходят весело и непринуждённо.
Софью принимают в Московских кружках.
Её называют Микеланджело разговора.
Но как только речь заходит о любимой
ею математике и работе по
специальности, она понимает – в
России ей ничего не светит. Меркнут в
танце ранее разноцветные
последовательности. Её голубые,
зелёные, розовые, оранжевые
бесконечности пытаются бездарно
выписывать чьи-то мужские штаны,
показывающие полное непонимание
тогдашних математиков-мужчин
фундаментальных целей и задачей
своей науки.
|
Хор
мальчиков. Оратория.
|
Учёные
мужья, как
попало построенные в ряды Фурье,
уже танцуют свой тёмно-серый танец.
Каждый из них заискивает и лебезит в
глаза перед каждым последующим, а за
спиной плетёт интриги и строит козни
соседу. Все они одеты в тёмные
костюмы. Софья пытается вклиниться в
отравленные лестью и подхалимством
ряды учёных. Сначала с ней пробуют
танцевать с несколькими из них, но те
всё время сбиваются с ритма. И вот уже
аритмитчно танцует весь мужской
коллектив. Он наступает. Софья не
знает, что делать. Её отталкивают и
гонят прочь учёные мужи, клюя и
размахивая перед ней полами своих
чёрных сюртуков. Софья начинает
метаться. За неё пытается вступиться
Владимир Ковалевский. Но тщетно.
|
массовое
«хоруми», воинственный грузинский
танец Сердце гор (музыка А.М.Баланчивадзе,
1937)
|
Картина
Вторая
Крым.
Владимир тоже несчастлив в
России после возвращения из Европы,
где он написал свои гениальные труды
по эволюционной палеонтологии.
Периодически во сне перед ним
пробегают разнообразные эволюционные
последовательности
изучаемых им ископаемых трёхпалых
лошадей-гиппарионов, свиней-антракотериев,
жвачных… Все
они зовут его к себе. И каждый раз
Владимир с ужасом просыпается. Но
теперь ископаемые всё чаще и чаще
приходят к нему и во сне, и наяву. Они
всё бегут и бегут по кругу, как на
манеже в цирке. И их число с каждым
кругом всё увеличивается в
математической последовательности,
и всё наращивается и наращивается…
Теперь среди них он различает только ископаемых
лошадок, которые уже в своём танце
движутся боковыми переменными
прыжками слева направо, слева
направо, слева направо… И быстро
сходят с дистанции… И это уже не
сон. Но почему всё это происходит? По
какому-такому закону?! Владимир ищет
и не может найти себе ответа. Он не
знает, как ему сохранить себя в этом
бесжалостном людском круговороте
жизни, который безжалостно
выкидывает за борт всех тех, кто не
сумел к ней приспособиться.
|
|
Картина
Третья
Москва.
Никак не хочет она вписать в себя
возвратившихся на Родину Софью и
Владимира. Танец удручённых
невзгодами жизни в России. Софья
мечется от одной области знаний к
другой. Она пытается заняться
литературой и начинает писать романы
и повести. Владимир переводит на
русский язык научные труды по
естествознанию, пытается заняться
коммерцией и т.д. Но их опыт и знания
здесь никому не нужны. Она в танце
очерчивает круг, из которого ей уже
никогда не выбраться. Теперь Софью
всё раздражает - ограниченности
местной научной элиты, блеск и нищета
жизни, пустота окружающей
действительности во всём своём
показном блеске. Жизнь московских
завсегдатаев гостиных и их праздный
образ жизни всё больше и больше
затягивают её. Она опять
предпринимает попытки выбраться из
этого заколдованного круга и из
поглощающего её круговорота жизни.
Танцуя в жизни, она снова и снова
чертит круги - сначала один, потом
другой, третий, четвёртый… Но это уже
не круги, а эллипсы. Наконец, Софья
решает оставить Владимира и
маленькую дочь Софью и уехать в
Германию с тем, чтобы продолжить
занятия наукой. Но куда? В
Хайдельберге – наводнение. Все улицы
старого города затоплены водой;
разрушен старый мост… И Софья едет в
Вюрцбург.
|
П.И.
Чайковский увертюра-фантазия "Гамлет"(1888),
фантазия "Буря" (1873) Cофья
с дочерью
Колыбельная
|
Действие
Третье
Картина
Первая
Германия.
Вюрцбургский Университет. В
Вюрцбурге Софья снова встречает
своего профессора Вассерштрассе,
который искренне рад приезду своей
ученицы. Работая с профессором, Софья
чувствует себя в Германии как за
каменной спиной. Она продолжает
трудиться над своими незаконченными
работами по математике.
|
П.И.
Чайковский кантата на стихотворение
Шиллера "К радости".
|
Софья
танцует со своим профессором танец с
разноцветными лентами,
выписывающими голубые, зелёные,
розовые, оранжевые… заоблачные
бесконечности в мужских штанах,
показывающий непонимание
фундаментальных математиков-мужчин
целей и задачей своей науки.
|
А Скрябин. Гирлянды. Танец с
лентами. Соч. 73, N1.
|
На
них наступают мужчины-учёные. Здесь
они иерархически построены в ряды
Фурье: каждый из них знает своё место
и каждый предыдущий зависит и
подчиняется каждому последующему. Она
их никак не может дифференцировать:
все они почти на одно лицо - в чёрных
костюмах с галстуками. Софья
пытается вклиниться в эти ряды. Её
профессор пытается ей помочь. Но
тщетно. Сначала Софья
пробует танцевать то с одним, то с
другим, но те всё время сбиваются с
ритма. И вот уже аритмитчно танцует
весь мужской коллектив. Их теперь
связывает одна цель – уничтожить её.
И они наступает. Софья не знает, что
делать. Ей становится страшно.
|
П.И.
Чайковский увертюра "Манфред",
Д.Д.
Шостакович. Блюз (фр-т из сюиты-балета
“Золотой век”)
|
Тем
временем из России приходит известие
о гибели Владимира – он так и не смог приспособиться
к описанным им жизненным правилам и
закономерностям. Софья в отчаянии.
Она решается ехать к дочери… в
Россию. Что ожидает её впереди? Всё
тоже беспросветное будущее? Вместе с
тем Софья понимает, что в старую
Германию, где ей никто не может
предложить работу, она уже тоже не
вернётся.
|
Бизе
“Кармен” (танец, смерть В.О.
Ковалевского),
Бизе
“Кармен” (адажио “Жизнь
продолжается”),
|
Картина
Вторая
Швеция.
Стокгольмский Университет. Кафедра
математики (рекомендации Софье даёт
её родственник по материнской линии
– профессор Энгельгардт**** из
Дерптского Университета). Софья,
наконец, получает возможность
работать и заниматься наукой. Её
заслуги в математике, наконец,
оценены не только в Швеции, Германии,
но и в России. Но местный климат
подтачивает её подорванное борьбой с
ветряными мельницами здоровье.
|
|
Тем
не менее, Софья продолжает свои
научные исследования. Она
подготавливает на конкурс в Париж
одну из своих работ. Инкогнито. Это танец.
вращения твердого тела около
неподвижной точки. Танец с
разноцветными обручами. Сначала его
Софья танцует с одним обручем, потом
с двумя, с тремя, четырьмя… И
получает престижную премию - высшую
награду Французской Академии Наук.
Наконец, её математический дар,
способности и работы оценили во
Франции. Но здоровье опять
напоминает ей о себе. Всё чаще и чаще
она начинать терять сознание. Теперь
и кашель преследует её всё больше и
больше.
|
|
А
Софье ещё надо проверить, сколько
на самом деле существует у Сатурна
колец-обручей: несколько или всё же
одно кольцо, которое в лучах
отражённого света лишь выглядит как
несколько? Одно или несколько? И
какой формы – круглой или
эллипсоидной? Но как это сделать?
Софья мечтает о белом телескопе и
об обсерватории.
|
И.С.
Бах. Концерт N1.
Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару.
|
Но
с каждым днём силы её оставляют.
Местный климат высасывает из неё
последние силы. Врачи запрещают
заниматься наукой. И Софья во цвете
лет погибает от туберкулёза лёгких.
Звучит траурная кантата-реквием «Горе
женским умам».
|
реквием
|
Сплотившиеся
учёные мужи, одетые в чёрные костюмы
и белые сорочки с повязанными
мужскими галстуками-удавками
жёлтого цвета в чёрную клетку, в
шахматном порядке танцуют Танец
Интеграла и радуются своей
ограниченной бело-чёрной #дифференциальной#
жизни.
|
вальс
Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”в
ритме «Сиртаки»,
|
А
в тёмном небе, в созвездии Близнецы,
всходит новая суперзвезда-планета,
имя которой Софий, которое давно уже
перестало означать
Мудрость.
А
сверху вниз всё падали и падали на
Землю флюктуационные волны
человеческих взлётов и падений...
|
А.
Скрябин “Прометей”
|
*
Музыкальная часть будет
редактироваться в процессе работы.
Тасия
Мейерхольд, Ph.D.
/Представитель
Фонда им. Александра Гумбольдта в России,
Белоруссии, Казахстане и в Республиках
Средней Азии, грант N
V-8100/B-KAS/1066068/
Alexander
von Humboldt-Stiftung, Jean-Paul-Str.12, D-53173 Bonn; http://www.humboldt-foundation.de,
http://www.avh.de,
Tel.:
0049(0)-2288330; Fax:
0049(0)-228833199, E-mail: post@avh.de
info@deutsche-allgemeine-zeitung.de
die DAZ (Deutsche Allgemeine Zeitung)
Shibek Sholy 50, Office 418, 480044 Almaty, Kasachstan
Programmed Director
Prof.
Dr.G. Limberg,
Follow-Up
Sponsorship Abroad Russian Department,
the
Alexander von Humboldt Foundation
[Русская
секция Фонда А.ф.Гумбольдта,
финансируемая за рубежом]
|